Чтобы сбывались бизнес-прогнозы…

Прогнозирование многими понимается как предсказание будущего, однако это не вполне верно. Наша реальность весьма изменчива, происходящие в ней события порой столь неожиданны, что и предсказать их последствия не всегда возможно. Прогнозисты же должны выявить неопределенности, влияющие на формирование грядущего. Следование некоторым правилам позволит бизнесмену грамотно исследовать сценарии потенциального развития собственного дела, а также самостоятельно оценивать уже составленные прогнозы.

  1. Определение границ неопределенности.
  2. Принятие любого решения, как правило, базируется на чутье и здравом смысле. Качественный прогноз помогает найти требуемые ориентиры, подсказывающие именно те условия, что нужны для выбора подходящего варианта. Эти ориентиры служат границами пространства, в пределах которого «работает» наша интуиция. Практика показывает, что лучше предполагать большее число вероятных активных действий и исходов событий. Позднее явно ненужные сценарии можно просто отбросить.

  3. Обозначение траектории важных грядущих событий.
  4. Природу весомых изменений описывают при помощи S-образной кривой, характеризуемой пологим подъемом от точки возникновения и стремительным пиковым взлетом (либо возвратом к начальному уровню). Искусный прогнозист угадывает ход линии в самом начале ее появления, задолго до точки изгиба. Наиболее распространенными ошибками в подобных случаях являются недооценка скорости развития событий в точке перелома или неправильный расчет стремительности, с которой кривая достигнет вершины.

  5. О том, что выходит за рамки шаблонного.
  6. На отрезке от начала до точки перегиба кривой всегда присутствует достаточно сигналов, которые могут послужить основой для составления верного прогноза. Важно лишь собрать их вместе. Кроме того, следует принимать во внимание факторы, не вписывающиеся в традиционную классификацию, а потому часто отбрасываемые.

  7. О выдвижении предположений.
  8. Огромная опасность для прогнозиста – вера в одно предположение и игнорирование всех прочих. Требуется рассматривать полный спектр имеющейся информации, а не полагаться лишь на пару источников. Нужно быстро формировать цепочку прогноза, выдвигая гипотезы, доказывая их несостоятельность или достоверность. Только так, сужая пучок неопределенности, можно прийти к выработке стратегии.

  9. Об уроках истории.
  10. Изучая опыт прошлого, помните, что оно не всегда бывает надежным указателем грядущих событий. Следует обращать внимание не на спокойные участки развития, а на повороты. Так можно скорее понять логику явлений. Обращая взор назад в поисках параллелей, полезно просматривать период в два раза превышающий интервал вашего текущего прогноза.

  11. О случаях, когда не нужно прогнозировать.
  12. История знает моменты, когда верный прогноз выполнить практически невозможно. Одни вероятности появляются, другие пропадают, пучок неопределенностей постоянно видоизменяется. Когда подобная неясность достигает высшей степени, пучок неопределенностей становится почти безграничным. В такой момент квалифицированный специалист не возьмется за построение прогнозов.

Руководитель бизнеса должен быть грамотным потребителем подобных продуктов, уметь верно оценивать их качество. Для этого нужно скептически воспринимать видимые перемены и избегать поспешных выводов. Помните, что если единожды прогноз сбылся на 100%, то из этого не следует, что так теперь будет всегда.

6 апреля 2014г.